Все свое вожу с собой, или как увеличить вместительность машины
Пришло лето, не за горами и отпуск. А значит - пора подумать об
увеличении вместительности авто. Ведь, отправляясь на море или в
горы, любой машины всегда мало - будь то хетчбек, универсал или даже
внедорожник. Но исправить ситуации можно - при помощи
дополнительного оборудования в виде бокса, багажника или
прицепа...
Навесные багажники
Багажники могут иметь разные способы установки. Это может быть, как
установка в специальные штатные отверстия в крыше, так и на
водостоки над дверью. Существует также возможность установки багажника
при помощи крепления "под дверь" (для автомобилей, изначально не
предназначенных для подобного использования). Наиболее простым
«фундаментом» для установки дополнительного навесного
оборудования являются рейлинги, зачастую встречающиеся (в
базе) на универсалах и внедорожниках.
В простейшем случае, навесной багажник (как его часто называют)
представляет собой неглубокую «корзину» на подобии тех, которыми наши
отцы и деды украшали макушки «Запорожцев», «Москвичей» и «Жигулей».
Подобным грузовым отсекам присущи два преимущества –
безразмерность и дешевизна. Зато недостатков – пруд пруди. Прежде
всего, эстетичность симпатичного автомобильчика,
украшенного подобием складской решетки вызывает, как минимум,
сомнения. Во-вторых, наличие инородного тела на кузове резко повышает
аэродинамическое сопротивление и, как следствие, вызывает
существенное повышение расхода топлива. В-третьих, уложенная в
«корзинку» кладь открыта не только всем ветрам и непогодам, но и взорам
подозрительных личностей, склонных к экспроприации чужого
имущества. Но самое главное, безразмерность открытых навесных
багажников отрицательно сказывается на безопасности
движения. Речь тут вот о чем. Водрузив на «корзинку» высоченную пирамиду
сельхозплодов или туристического инвентаря владелец
автомобиля серьезно увеличивает парусность транспортного средства
и подымает центр тяжести автомобиля. Как следствие – многократное
увеличение опасности переворота автомобиля при маневрировании.
Существует весьма полезная разновидность «корзинок» –
специализированные навесные багажники (например, для
велосипедов), которые крепятся не на крыше, а на корме автомобиля
(чаще всего хетчбэка, универсала, внедорожника или
однообъемника). Их основное преимущество заключается в том,
что кормовые навесные багажники меньше влияют на аэродинамику, мало
влияют на управляемость, не меняют положения центра тяжести (но
могут повлиять на развесовку!) и придают автомобилю
армейско-туристический вид. Такие устройства обычно крепятся к
задней двери.
Наиболее практичными и безопасными считаются запираемые на ключ
багажники-боксы, форма которых оптимизирована по аэродинамике.
Они вместительны, надежно защищают багаж от непогоды и чужих
взглядов (в отличие от «корзинок»), незначительно повышают расход
топлива и не выглядят инородным телом даже на крыше автомобилей
бизнес-класса. Для крепления боксов к крыше часто используется
технология Quick Klick – «Быстрое защелкивание». Ее суть заключается
в том, что для крепления такого багажника-бокса не требуется
дополнительных приспособлений. Достаточно вставить U-образные
скобы в технологические отверстия, одеть крепления и защелкнуть
специальный пластиковый фиксатор-клипсу. Наиболее совершенные
боксы можно открывать с двух сторон, что чрезвычайно удобно на
тесных парковках. К недостаткам багажников-боксов следует отнести их
высокую стоимость и ограниченный полезный объем.
Особую категорию навесных багажников составляют фиксаторы, которые
крепятся к рейлингам на крыше. Чаще всего, они предназначены для
транспортировки определенных видов груза: горных или водных
лыж, велосипедов, рыболовных снастей или охотничьего инвентаря,
пр. За счет узкой специализации такие фиксаторы имеют меньший
вес и габариты, дешевле универсальных навесных багажников и
сравнительно недороги.
Прицепы
Несмотря на то, что в Украине автомобиль стоимостью свыше $100 тыс.
давно перестал быть экзотикой, во время поездок на дачу или в отпуск на
поводке даже моделей бизнес-класса чаще всего тащатся одноосные
бортовые прицепы совкового типа. А как у них там, за границей?
Индустрия производства прицепов для легковых автомобилей там
приносит владельцам многомиллионные доходы.
Универсальные грузовые прицепы (иначе: миниприцеп для вещей) для
легковых автомобилей чаще всего представляют собой закрытые
боксы, опирающуюся на одну или, реже на две расположенных
тандемом оси, на которых одеты колеса небольшого диаметра. Наиболее
престижные модели имеют секционированное внутреннее
пространство, позволяющее оптимально разместить грузы различного
типа и назначения. Для удобства погрузки и выгрузки универсальные
прицепы имеют несколько люков, расположенных с разных сторон.
Специализированные грузовые прицепы имеют более
разнообразную конструкцию, обусловленную типом
перевозимых предметов. Самую большую известность получили прицепы
для перевозки катеров и гидроциклов (они нередко поставляются
производителем водных транспортных средств и называются
лафетами), мотоциклов, спортивных автомобилей, лошадей, пр.
Особую категорию легковых прицепов составляют жилые трейлеры, весьма
популярные за рубежом. Подобные «квартирки на колесах» имеют несколько
типоразмеров, ограниченных, с одной стороны, буксирными
возможностями конкретного авто, а с другой – уровнем
благосостояния и запросами покупателя. На данное время в Украине
такие прицепы не получили широкого распространения по довольно
простой причине: на территории нашего государства практически
отсутствуют городки для жилых прицепов, а отдыхать дикарем и жить при
этом в «домике на колесах», увы, не всегда безопасно.
Бренды
В Украине наибольшее распространение получили навесные багажники
шведского производства компаний Thule и Mont Blanc. «Шведы»
специализируется на производстве навесного оборудования
для установки, как на уже существующий базовый багажник (проще
говоря – комплект поперечин для дальнейших «надстроек»), так и сами
выпускают базовые комплекты поперечин.
Менее известна в Украине немецкая фирма Atera, итальянский
производитель Fappa и голландская компания Hapro. Как и шведские
производители, «немцы» и «итальянцы» предлагают всевозможные
конструкции багажников и аксессуаров. «Голландцы» же выпускают
исключительно грузовые боксы. Интересен тот факт, что основной
источник прибыли фирмы Hapro отнюдь не производство
автомобильных боксов, а изготовление соляриев! Кроме того,
стоит отметить, что некоторые модели Hapro’вских боксов могут
продаваться также под брендом Atera.
Боксы
В отличие от иных видов навесного оборудования, производством
грузовых боксов занимаются все вышеуказанные бренды, посему именно с
них, и начнем-с.
Как уже упоминалось ранее, автомобильные боксы – это съемные
багажные отсеки, запирающиеся на замок. Они различны по форме,
размерам, полезным объемом и грузоподъемностью. В них можно
перевозить практически любые грузы – лыжи или сноуборды зимой,
палатки и снаряжения для рыбалки летом, а также хозяйственные грузы.
Боксы крепятся к двум поперечинам, поэтому - универсальны и
пригодны для установки на любой автомобиль. Размеры боксов могут
колебаться в пределах 110-230 см, а по стоимости их можно разделить на
три класса: до 500 Евро, 500-700 Евро, 700-800 Евро.
В зависимости от производителя боксы могут иметь несколько
разные способы креплений, но в большинстве случаев они
устанавливаются при помощи металлической скобы, которую
необходимо вставить в нужное место (что весьма прочно, но не слишком
удобно). Но есть системы крепления и без скоб!
Крепления для перевозки велосипедов
Крепления для одного или нескольких велосипедов можно
устанавливать на крышу автомобиля, на фаркоп, на запаску или на корму
автомобиля.
Наиболее простой и надежный способ – закрепить его на крыше автомобиля. В
этом случае велосипед надежно зафиксирован и не может быть
запачкан грязью. Существует множество моделей велобагажников для
перевозки байков на крыше, но все они имеют основы (зачастую
изготовленных из алюминия) похожих конструкций. Велосипед можно
закрепить на крыше за вилку (при этом необходимо произвести демонтаж
переднего колеса), зафиксировав заднее колесо крепежным ремнем. Без
снятия переднего колеса, велосипед может быть закреплен с
использованием держателя (предпочтительнее,
саморегулирующегося) рамы велосипеда и крепежных ремней (для
переднего и заднего колес).
Если авто оборудовано прицепным устройством (фаркопом), велосипед
(как один, так несколько) можно расположить на корме автомобиля.
Этот способ удобен тем, что не требует «альпинистских» навыков (как в
случае закрепления велосипедов на крыше, особенно на высоких
внедорожниках) для закрепления/снятия байков. Все просто и
практично! Для безопасности в темное время суток, «полуприцепы»
оборудованы дополнительными габаритными огнями и
поворотниками. Несмотря на удобство использования подобных
креплений, особой популярностью среди украинцев они не пользуются -
из-за потребности приобретения фаркопа, цена которого может
вдвое превышать стоимость самого крепления (от 100 до 700 Евро).
Если машина не оборудована прицепным устройством, и вы не хотите
размещать велосипед на крыше, то оптимальный выход -
транспортировка байка на задней двери. В зависимости от
конструкции, крепления имеют опору на проем под дверью (у хэтчбеков),
на бампер, а также дополнительную консоль у кронштейна крепления
запасного колеса (у внедорожников). Достоинства – простота в
эксплуатации и относительная компактность. Недостатком
же можно смело назвать ограничение обзора через салонное зеркало.
Багажники для перевозки длинномеров
Для транспортировки "длинномеров" (лодок, серфингов и пр.)
могут использоваться как простые резиновые жгуты, так и
специальные приспособления. Существуют даже багажники,
оборудованные пневмоподъемником с целью обеспечения
легкой (почти «воздушной») погрузки/выгрузки лодки или каяка.
Что касается соответствия конструкций, то в своем большинстве
багажники универсализированы и стандартизированы. Главное -
выбрать основные узлы, и уж потом подбирать дополнительные
навесные приспособления и насадки, которые б легко менялись одно на
другое (в зависимости от перевозимого груза).
И напоследок хотелось бы сказать, что я на личном опыте убедился, что
осуществляя первозку борда или велосипеда - нужно здраво оценивать
возможности автомобиля и не забывать о законах физики! Ведь даже
обтекаемые боксы ухудшают аэродинамику и увеличивают центр
тяжести, что не может не повлияет на управляемость (не в лучшую
сторону, конечно). Так что, купив любое допоборудование для
транспортировки спортивного инвентаря или просто вещей - не
превышайте допустимую скорость, указанную в каждой книжке к автомобилю. А
еще - перепроверьте допустимую нагрузку на крышу или дверцу
багажника, когда будете крепить к ним боксы, багажники и другое.
Хорошего отпуска! Желаю только активного отдыха!
|