Пытаясь хоть как-то облагородить такси к началу Евро -2012, власти бросаются в крайности. АМКУ обвинил перевозчиков в сговоре и требует снизить цены. Местные чиновники, наоборот, объявили войну за качество перевозок, что, по идее, будет способствовать их удорожанию. Так что вопрос - по каким же ценам будут возить украинцев и болельщиков таксисты - остаётся открытым.
Картель под "шашечкой"
У киевлян появился
шанс ездить на такси дешевле и комфортнее. В начале апреля АМКУ,
начавший проверки столичного рынка пассажирских перевозок в феврале
этого года, огласил первые итоги рейдов. "Улов" оказался нешуточным.
Контролёрам удалось раскрыть сговор таксистов. В картель, якобы, вошло
11 крупных перевозчиков, которые оккупировали наиболее привлекательные
стоянки такси, не пуская туда конкурентов, в том числе, и "силовыми
методами", и установили завышенные тарифы для пассажиров. Какие именно
компании контролируют киевский рынок такси и какой должна быть "честная"
цена за езду под "шашечкой" в Антимонопольном комитете пока не
уточняют, ведь проверки не закончены. Но обещают наказать нарушителей по
всей строгости закона.
По идее, попав под
"колпак" антимонопольщиков, таксисты должны уже в ближайшее время
снизить цены. Насколько большие скидки удастся выбить у них контролёрам,
пока неизвестно, ведь перевозчики давно жалуются, что их бизнес и так
убыточен и, наоборот, ещё в конце прошлого года предупреждали о
возможном повышении тарифов. В качестве аргумента в свою пользу они
озвучивают следующую статистику: только за последние полгода минимальный
тариф (до 5 км) в столице и городах – миллионниках упал с 35 грн до
28-29 грн, а расценки при оплате по счётчику - с 3 грн/км до 2,4-2,6
грн/км. "Такие расценки не включают амортизационных расходов, поэтому
таксисты просто "убивают" свои машины и через 2-3 года работы уходят с
этого рынка", - поясняет руководитель проекта "Таксопорт" Анатолий
Галазюк.
Именно высокой текучестью водителей он
поясняет снижение качества обслуживания пассажиров. Ведь отрасль
массово наводнили непрофессионалы, которые на волне кризиса потеряли
работу по специальности, и теперь "проедают" собственную машину. Крупные
диспетчерские службы считают, что ситуация могла бы измениться в лучшую
сторону, если бы тарифы выросли хотя бы до 3,5 грн/км. Анатолий Галазюк
полагает, что в идеале километр проезда должен продаваться по цене
литра бензина. Это, якобы, позволит содержать такси в должном
техническом состоянии и обеспечить клиентам комфортную езду. Главная
интрига этого сезона – чем же закончатся торги между перевозчиками и
контролёрами для кошельков среднестатистических украинцев.
Таксистам включили счётчик
Антимонопольный комитет оказался далеко не единственной структурой,
обратившей пристальное внимание на рынок таксомоторных перевозок.
Попытку отрегулировать отрасль предпринимают и местные власти. В
частности, в КГГА в начале марта создали специальную рабочую группу,
которая будет реформировать столичное такси. На первом этапе чиновники
задумали провести аттестацию перевозчиков – проверить их водительское
мастерство, наличие лицензий, оценить насколько соответствует нормам
транспорт, оборудован ли он счётчиками и платёжными терминалами и пр.
Власти рассчитывают отловить нелегалов, которых, по оценкам
общественного совета при столичной городской администрации, в городе
порядка 85% от общего числа таксистов (2 тыс. авто). Кроме того, таким
образом хотят подтянуть общий уровень такси к Евро-2012, ведь если
иностранный турист рискнёт проехаться в среднестатистическом киевском
такси, то испытает настоящий культурный шок, - опасаются чиновники.
Благородные, на первый взгляд, намерения властей не оценили даже
работающие легально и постоянно жалующиеся на конкуренцию со стороны
"грачей" перевозчики. Директор службы такси 1554 Антон Боголюбов
считает, что аттестация приведёт к росту тарифов, а это чревато
недовольством пассажиров. "Один потребитель готов платить за чистоту в
машине и профессионализм водителя, для другого же важнее низкая цена.
Если всех таксистов заставят возить пассажиров по высшему разряду,
эконом-предложений на рынке просто не останется", - говорит он. Массу
нареканий вызывают и требования установить счётчики и платёжные
терминалы.
По сути, эти нормы действуют уже
давно, однако на практике так и не выполняются, ведь за дополнительное
оборудование таксисту нужно заплатить порядка $3 тыс. "Установка того же
терминала связана и с законодательными сложностями – их разрешают
ставить только юридическим лицам имеющим банковский счёт, а в службах
такси работают частные предприниматели", - добавляет Антон Боголюбов. Но
больше всего в подобной автоматизации таксистов пугает тот факт, что
она позволит контролёрам отслеживать статистику поездок и доходы
перевозчиков.
Неуправляемые цены
Анатолий Галазюк считает попытки городских чиновников навести порядок в
перевозках логичными, но пока нереальными. "Подобные инициативы будут
эффективными лишь в случае комплексного реформирования национального
законодательства, регулирующего этот рынок", - уверен эксперт.
Подобные попытки приверженцами "правильного" рынка предпринимаются с
прошлого года. Тогда Министерство инфраструктуры, ссылаясь на
обязательства Украины перед УЕФА подтянуть к началу чемпионата
обслуживание туристов, в том числе и транспортное, под европейские
стандарты, разработало проект закона о таксомоторных перевозках.
Согласно документу, службы такси должны контролироваться местными
властями, причём региональные чиновники могут регулировать как
количество перевозчиков, так и их ценовую политику. Это позволило бы
уменьшить конкуренцию в отрасли, ведь сейчас по дорогам Украины колесит
порядка 200 тыс. такси, тогда как для нужд страны вполне хватило бы
вдвое меньшего количества. В итоге те, кто сможет удержаться на рынке,
автоматически получат возможность диктовать пассажирам свои условия, но
взамен должны будут повысить качество обслуживания.
Понятно, что такие реформы выгодны в первую очередь крупным
диспетчерским службам, заинтересованным в повышении тарифов. Учитывая и
без того напряженную социальную обстановку в отрасли, чиновники так и не
решились подать скандальный документ на рассмотрение Верховной Рады.
Поэтому, несмотря на то, что до Евро-2012 осталось не так много времени,
глобальных реформ в отрасли не предвидится. И вопрос – по каким же
ценам будут ездить в такси украинцы и иностранные туристы – остаётся
открытым. Судя по всему, тарифы будут зависеть, в первую очередь, от
наглости водителей и сговорчивости их пассажиров.